1.10 2014г. для учащихся 10 класса МОУ Валгусская СОШ имени И.М.Марфина прошёл "жилищный" урок в Администрации МО "Валгусское сельское поселение", который провела главный специалист Администрации Петрушина Е.А.

16.01.2015 г. в 9 классе МОУ Труслейской СОШ прошёл урок-беседа «Дом, в котором я живу»
Основные понятия: многоквартирный дом, сезонная эксплуатация, имущество собственников, инженерное оборудование, придомовая территория.

«Жилищные уроки» в общеобразовательных организациях

1. ЗАЧЕМ НУЖЕН «ЖИЛИЩНЫЙ УРОК»?

     Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

Место жительства объединяет взрослых и детей в их свободное время и создает условия для совместного общения и деятельности разных поколений, для воспитания детей взрослыми и для эффективного воздействия на самих взрослых.

      В современном мире все больше людей поводят время дома, где теперь много возможностей для отдыха и работы, чему способствует, в частности, развитие компьютерных технологий. Место жительства – это та среда, где люди хотят чувствовать себя уютно, иметь возможности для самореализации.

Воспитывать любовь, бережное отношение к месту своего проживания, ответственность за него, культуру повседневного общения с соседями необходимо с детства, так как именно по месту жительства реализуются общественные отношения между людьми, происходит удовлетворение самых насущных повседневных потребностей человека. У многих из нас в доме, в кругу семьи проходит большая часть жизни, но в то же время, именно здесь, по месту жительства, население разобщено. Поэтому сегодня необходима ориентация на общение, коллективную деятельность, направленную на улучшение жизни в микрорайоне, на формирование соседско-территориальной общности и традиций цивилизованного повседневного быта и культуры самоуправления.

      Культурные обстоятельства жизни современного школьника складываются в пространстве повседневности. Территория совместного проживания  – это пространство для самореализации молодого человека. Здесь он сначала растет сам и воспитывается окружающей средой, потом создает семью, воспитывает своих детей. Это среда, где он проводит досуг, удовлетворяет свои потребности в общении, приобщается к культуре. Разобщенности, индивидуализму, взаимной неприязни здесь просто не должно быть места.

      В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Школа всегда являлась звеном, которое с помощью педагогического коллектива через учащихся объединяло семьи и в целом общественность того микрорайона, где она расположена.

Классные руководители, занимаясь воспитанием детей в школе, достаточное количество  времени уделяют беседам о смысле жизни, о выборе карьеры, о становлении  ценностных устремлений, но крайне редко обсуждаются темы, касающиеся повседневной жизни и потребностей человека, его прав и обязанностей, его роли в системе социальных отношений, его ответственности в выполнении гражданских обязательств, одними из которых являются обязательства в области жилищных отношений. Таким образом, приобретает актуальность технология жилищного просвещения «Жилищный урок», которую необходимо внедрять в общеобразовательных школах в классную и внеклассную работу, так как жилищная грамотность должна стать неизменной составляющей гражданско-правовой компетентности выпускников школы.

 

2. ЧТО ТАКОЕ «ЖИЛИЩНЫЙ УРОК»?

Жилищный урок  - это  инструмент повышения жилищной культуры  среди школьников.

 

Задачи «жилищных уроков»:

  •     способствовать пониманию учащимися своего статуса Жильца, Потребителя и Заказчика жилищно-коммунальных услуг, необходимости по-хозяйски бережно и ответственно относиться к своему дому, двору, квартире;
  •     познакомить с основными правами и обязанностями по отношению ко всем участникам жилищных правоотношений;
  •     научить ориентироваться в правовых документах, регламентирующих вопросы жилищных прав и обязанностей граждан, а также разбираться в структуре местного самоуправления;
  •    развивать культуру более открытых и уважительных  взаимоотношений жителей и работников ЖКХ, помочь приобрести опыт взаимодействия с жилищными службами в смоделированных практико-ориентированных ситуациях.

 

Форма проведения «жилищных уроков»:

  •     классный час;
  •     учебное занятие;
  •    экскурсия на предприятия ЖКХ;
  •     ролевая игра;
  •    театрализованная постановка и т.п.

 

Содержание «жилищного урока»:

    Блок 1. Какие бывают дома – что нам стоит дом построить?

    Блок 2. Жители и домовладельцы

    Блок 3. Жизнь в доме

    Блок 4. Домовые расходы

    Блок 5. Как улучшить жилищные условия?

    Блок 6. Наши соседи

    Блок 7. Социальная защита

 

3. ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПРОВЕСТИ «ЖИЛИЩНЫЙ УРОК»?

 Желание школы и конкретных учителей

  •     Наличие постоянно обновляемых информационных и методических материалов, методических приемов, которые могут быть использованы для их проведения.
  •     База данных правовых и информационных источников, которые можно использовать на уроках по жилищной тематике.
  •     База данных жилищно-коммунальных организаций, оказывающих услуги населению (с указанием контактных телефонов) для организации экскурсий для учащихся.
  •     Оборудование: оргтехника (компьютер, мультимедийный проектор для визуального сопровождения уроков и демонстрации презентаций); демонстрационные материалы (предметы: лампочки, счетчики; репродукции, рисунки, плакаты для демонстрации на школьной доске); квитанции для оплаты услуг ЖКХ; канцелярские принадлежности (ножницы, клей, фломастеры, карандаши, цветная и белая бумага разного формата, стикеры); фотоаппарат, видеокамера и т.п.

 

4. КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПАРТНЕРОМ «ЖИЛИЩНЫХ УРОКОВ»?

 

-    Работники ЖКХ, в т.ч. власть;

-    организации, работающие в сфере ЖКХ (управляющие компании, ТСЖ, ресурсо-снабжающие организации, контролирующие и т.п.);

-    родители;

-    работники образования и студенты;

-    образовательные учреждения;

-    журналисты;

-   некоммерческие организации (НКО), 

 

5. ЧТО ДАЕТ ЖИЛИЩНЫЙ УРОК?

 

   В ходе подготовки работники ЖКХ впервые задумались о роли жителей и их возможностях, а  необходимость «подобрать материал» заставила попытаться подать его просто, простыми словами, что помогает  самим сотрудникам ЖКХ в их повседневном общении с жителями.

   Работники Управления Соцзащиты не только дали материал для Жилищного урока по жилищным субсидиям, но и разработали специальные листовки для жителей, которые стали использовать в своей работе.

    Родители, работающие в сфере ЖКХ, становятся «героями дня», приходят в школу, помогают информацией, наглядными пособиями, сами выступают перед одноклассниками своих детей.

    В целом меняется отношение к отрасли ЖКХ, как непрестижной, на «необходимую» и «сложную», от которой зависит повседневная жизнь каждого.

    Меняется и отношение к городской администрации, так как и у школьников, и у родителей появляется осознание города, как сложного организма, которым трудно управлять.

    Многие родители, отвечая на вопросы детей, впервые задумались над вопросами квартплаты, содержания жилья, экономии ресурсов.

   Школьники, начиная от самых малышей (жилищные уроки идут уже в 3-м классе) до старшеклассников,  получают начальные знания  экономии и  домовой экономики (обсуждают вопросы экономии тепла: нужно плотно закрыть дверь не только в квартире, но и в подъезде, утеплить окна…), воды (без нее нам не прожить…), осторожности при пользовании газом.

    Школьники получают новые знания, совершенно необходимые им для выполнения роли жителя ( и многоквартирного дома, с его сложными вопросами соседства, взаимодействия с жилищными службами.)

   Старшеклассники выступают на жилищных уроках в младшей школе, а также рассказывают об уроках своим родителям, что позволяет  включить их самих в просветительскую деятельность, дает новые гражданские навыки.

    Участвуя в подготовке «Жилищных уроков», школьники все более вовлекаются в обсуждение и других – смежныхвопросов городской экономики и городского  управления,  говорят о своих правах и обязанностях, начинают лучше разбираться в вопросах городской жизни и в целом местного самоуправления.

    Информационно-просветительская кампания «Жилищный урок» вовлекла в себя самые разные группы горожан, разных специалистов, разные возрастные группы жителей.

    Освещение хода кампании городскими средствами массовой информации, в том числе телевидением, дает СМИ и различным службам города новые подходы к «Языку для жителей», заставляет пересматривать свои документы, иначе разговаривать с жителями

    «Жилищный урок» имеет совершенно практический характер, который поможет:

- возникновению новых, более открытых и уважительных моделей взаимодействия жителей и работников ЖКХ. 

- способствует принципиально новому отношению жителей к своим домам, улицам и дворам, что ведет к экономии ресурсов в сфере ЖКХ

- способствует созданию и упрочению соседских сообществ, а, следовательно, и любви к своему городу и своей стране! 

 

 

ПОЛЕЗНО

1.    КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЖИЛИЩНЫМ УРОКОМ ШКОЛЬНИКОВ?

 

·       «Поле проблем». Ученики формулируют проблемы, с которыми сталкиваются жильцы, выбирая наиболее важные с возможной иллюстрацией рисунками и символами. Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на личном социальном опыте

·        «Корзина идей». На доске можно нарисовать значок корзины, в которую учащиеся условно  «собирают» все имеющиеся у них знания и представления по новой теме (факты, мнения, идеи, примеры, проблемы, понятия). Осмысление данных корзины, их уточнение или исправление происходит после изучения темы.

·       Ассоциативная таблица. Ученикам предлагается назвать ассоциации, связанные с темой «Жилищно-коммунальное хозяйство».

·       «Эпиграф» (цитата, яркое высказывание)

Задания по работе с эпиграфом:

- определить тему занятия на основе высказываний;

-высказать собственную точку зрения;

-назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов;

- составить рейтинг высказываний;

-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание;

-назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания;

-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях.

·       «Жизненная ситуация». Урок начинается с обсуждения смоделированной ситуации, которую приводит учитель или «разыгрывают» ученики.

·       «Наглядность». Рисунок, плакат, фотография, карикатура на «жилищную тему» позволит выявить имеющиеся у учеников знания, представления по теме и стать отправной точкой заинтересованного обсуждения.

·       «Анкетирование». Каждый ученик может опросить 2-3 взрослых человек, кто-то выступит в роли «социологов» и обобщит эти ответы. Примерные вопросы для предварительного опроса:

1.    Являетесь ли Вы собственником или нанимателем жилья?

2.    К чьей собственности относится Ваш дом?

3.    Какие организации жителей есть в Вашем доме?

4.    Кто является управляющей компанией Вашего дома?

5.    Участвуете ли Вы в решении проблем благоустройства своего дома и двора?

6.    Если – нет, то, почему не участвуете?

а) нет свободного времени;

б) не знаем, каким образом;

в) нет уверенности, что получится организовать других жильцов и получить поддержку муниципальных властей;

г) не задумывался.

 

РАЗМИНКИ.

«Домики». Участники делятся на тройки и образуют фигуру «Домик»: 2 участника берутся за обе руки, а третий встает в образовавшийся из рук круг. По команде ведущего «Домики/Жители/Землетрясение» участники меняются местами. Если ведущий кричит:

- «Домики». Домики поднимают руки вверх и, не разрывая рук, передвигаются по комнате в поисках нового жителя. Тот, кто остался один, становится ведущим;

- «Жители». Домики поднимают руки вверх, и жители начитают искать новый дом. Тот, кто остался один – становится ведущим;

- «Землетрясение». Все связи разрываются, и участники, передвигаясь по комнате, образуют новые домики с жителями. Тот, кто остался один – становится ведущим.

 

Живая скульптура. Группа разбивается на команды по 4-6 человек и каждая из команд создает скульптуру, используя только участников своей команды. События, которые должны воплощать скульптуры, могут быть связаны с жилищной тематикой.